История развития Моунтинбайка в США (MTB)

На сегодняшний день многое написано об истории велосипеда. За прошедшие года были достигнуты немалые высоты, но, несмотря на достигнутые технологические успехи, прогресс не стоит на месте.

Макса для сноуборда

Моунтинбайк (mountainbike или МТВ) это относительно молодой вид спорта, история которого насчитывает всего около 40 лет. Но за этот небольшой период времени «выросло» огромное число легенд, связанных с созданием горного велосипеда. Одно можно сказать точно - родиной этого экстремального развлечения, а ныне и вида спорта, безусловно, является Америка.

А все началось в 70-х годах, когда на всей территории штатов США резко возрастает интерес к велосипеду. В чем причина такого всплеска сегодня уже сказать невозможно, но в те годы велоспорт был повальным увлечением не только молодежи, но и людей преклонного возраста. Большая популярность дала серьезный толчок к развитию, как велоспорта, так и самого велосипеда.

Велосипедный бум в Калифорнии

В те года столицей велосипедного бума была Калифорния. Именно тут была наибольшая концентрация профессиональных спортсменов и велосипедистов любителей по всей Америке. Т.е. было живое соперничество между профи и здоровая мотивация для совершенствования у любителей. А все это дело активно поддерживалось соревнованиями различного ранга и значения. Но стоит сразу отметить, что все эти мероприятия представляли собой шоссейные гонки и, разумеется, на шоссейных велосипедах. Так народ бы и колесил по бескрайним просторам асфальтовых дорог, если бы не стремление людей к чему-то новому. В результате зародились альтернативные соревнования, где трасса проходила уже по бездорожью, но имея в наличии только шоссейные велосипеды, спортсмены были вынуждены выступать на них, при этом испытывая многие неудобства и лишения, т.к. данные велосипеды никак не предназначены для подобных условий. Но далеко не это дало толчок к зарождению маунтинбайка, как отдельного класса велосипедов.

Макса для сноуборда

В те же 70-е года, параллельно велосипедному буму, калифорнийцы имели в ассортименте еще один вид развлечений - катание по горам. Для этого в ход шли не только велосипеды, но и любые моторизированные машины. Для многих американцев подобное развлечение было единственной возможностью выбраться из шумного мегаполиса, чтобы просто насладиться жизнью, да и получить порцию адреналина. Но вскоре этому веселью пришел конец, т.к. в дело вмешались экологи, по инициативе которых было запрещено любое передвижение моторизированных средств вне дорог городов.

Балунер

Макса для сноуборда

Подобное событие стало причиной того, что многие люди сменили велосипедную форму на простую футболку и джинсы и отправились в горы. И вот тут мы опять возвращаемся к тому, что в те года специализированных горных велосипедов не было, и каждый катался как мог. Разумеется, со временем из всей толпы любителей начали выделяться люди, стремившиеся усовершенствовать привычный велосипед под катание на горных склонах. Так начал зарождаться класс велосипедов, которые уже были более адаптированы под условия пересеченной горной местности. Значительные усовершенствования начались с увеличением размера шин. Впервые за всю историю велосипеда, на него были поставлены 26 дюймовые шины. Велосипед сразу же прозвали "балунер".

Schiwing Excelsior.

В тот период самым ярким представителем нового класса велосипедов был Schiwing Excelsior. Вообще-то, эта модель велосипеда производилась с 30-е по 40-е года и в основном ею пользовались почтальоны. К началу 70-х годов Schiwing Excelsior переживал свое забвение, ржавея в гаражах и свалках города. Но новая мода вдохнула в него новую жизнь. Дело в том, что Schiwing Excelsior за все года своей службы зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый велосипед с очень прочной рамой. Это было единственным что отличало этот велосипед от "шоссейников" того периода. В остальном же все было стандартно: большой вес (более 20кг), втулочные тормоза, одна передача и т.д. Но за счет своей невостребованности Schiwing Excelsior был в первых рядах у МТБшников.

Макса для сноуборда

В 1974 году происходит важное событие в истории горного велосипеда. На очередную гонку заявились до селе неизвестная группа велосипедистов, балунеры которых были "обвешаны" переключателями передач и барабанными тормозами, оснащенными ручками мотоциклетных тормозов. Возглавлял это шествие Рас Махон. А произошло это в 1973 году, но имя этого человека и точная дата такой модернизации стала известна только 20 лет спустя.

Эти знаменательные соревнования проходили в Марине. В них принимали участие Джо Бриз, Гари Фишер и Чарли Келли. Именно они впоследствии поддержали идею Раса Махона и начали модернизировать свои балунеры по подобию байка Раса. Через некоторое время эта тройка пошла дальше и начала оснащать велосипеды передними переключателями скоростей. Нововведение сильно облегчило заезд на затяжные подъемы.

Прогресс не стоял на месте. В результате скоро на велосипедах появились барабанные тормоза. А некоторые умельцы устанавливали ряд мотоциклетных комплектующих. В итоге, все эти модернизации существенно увеличили удобство при катании по бездорожью. Но из-за всего обвеса появилась новая проблема - зачастую вес доработанных балунеров стал доходить до 30кг. Её решили достаточно легко, просто заменяя старые детали новыми комплектующими, которые в своем большинстве были от шоссейных велосипедов. Но тут возникла новая проблема, которую уже так просто не решишь: в основе усовершенствованных балунеров стояли все те же тяжелые рамы от Schiwing Excelsior, возраст которых в 2-3 раза превышал возраст катающихся. В результате рамы часто лопались, не выдерживая увеличившихся нагрузок. Да и усталость металла взяла свое. Возникла необходимость в более прочных и облегченных конструкциях велосипедов.

И тут в дело вступает Джо Бриз, который на этот момент занимался производством штучных рам для шоссейных велосипедов. Имея за плечами подобный опыт и некоторые наработки, в 1977 году он сконструировал новую раму, смоделированную на основе Schiwing Excelsior. Она была относительно легкой и состояла из легированной стали.

К концу 70-х годов Том Ричи, общий знакомый упомянутой выше троицы, успешный производитель рам для шоссейников, по чертежам Бриза конструирует раму и на её основе собирает велосипеды, предназначенные на продажу. Но дела у него пошли не особо хорошо, и Кели и Фишер решили помочь Тому с продажей этих велосипедов. По этому случаю, они зарегистрировали марку под названием "Mountainbike".

В этот же период балунеры стали активно освящаться в специализированных СМИ. В журналах рассказывалось о многих нестандартных решениям и модернизациях, которые велосипедисты устанавливали на свои балунеры. Подобные публикации быстро нашли своего читателя, благодаря чему выяснилось, что во многих штатах Америки подобное увлечение было очень распространено.

Макса для сноуборда

Большой интерес общественности сыграл свою роль. В 1980 году американский журнал "Bicycling Magazine" объявляет конкурс, где предлагалось придумать название для нового типа велосипедов. Разумеется, название "Mountainbike" не могло быть использовано, т.к. оно являлось уже зарегистрированной торговой маркой. По окончанию конкурса было выбрана аббревиатура "АТВ", что означало "all terrain bike". Но название так и не прижилось, к тому же Фишер и Кели напортачили с регистрацией своего бренда, поэтому "АТВ" был быстро вытеснен "Mountainbike" или же просто "МТВ".

В этот же 1980 год несколько компаний производящих шоссейные велосипеды обратили внимание на МТВ и стали выпускать специализированную продукцию под этот класс велосипедов. Конечно же, поначалу ассортимент не был велик. Они начали с изготовления легких и прочных алюминиевых ободов для 26 дюймовых колес, которые еще несколько лет назад были большой редкостью.

В 1981 году Майк Синард, основатель компании Specialized, приобретает несколько велосипедов у Фишера и Кели. До этого компания специализировалась только на импорте велосипедных комплектующих, но в планах было открытие собственного предприятия по производству велосипедов. Приобретенные модели были перевезены на одну из фабрик компании, где после доработки и определенных модернизаций было запущенно первое серийное производство велосипедов МТВ. Первая серийная модель была названа "Specialized Stumpjumper" и стоила всего 700 долларов. На тот момент такая цена была в два раза меньше, чем цена за продукцию Фишера и Кели. Только за первый год продаж по Америке разошлось более тысячи велосипедов, что способствовало большой популяризации нового увлечения.

После такого развития на МТВ направили свои взоры многие компании по производству велосипедов и комплектующих. Среди их числа были такие гиганты как Shimano и Suntour, которые быстро наладили производство на своих фабриках, тем самым показав свои серьезные намерения в отрешении горных велосипедов. Таким образом, к середине 80-х годов объем продаж МТБ уже превысил число проданных шоссейных велосипедов.

Последующие 5 лет в истории горного велосипеда заключалось в модернизации МТВ, разработке новых конструктивных решений и усовершенствования обвеса. Так в свет вышли амортизационные вилки, дисковые тормоза, 2-хподвесная рама и т.д.

С 1990 года начинается новый этап в истории маунтинбайка, т.к. было получено признание UCI - Международного союза велосипедистов. Также в этот год молодое направление завоевало статус официального вида спорта, после чего был проведен первый Чемпионат мира. В 1996 году МТВ шагнул еще дальше и был включен в программу Олимпийских игр, где спортсменам нужно было выступать в кроссе по пересеченной местности (кросс-кантри).

В заключении хочется сказать, что mountainbike это одно из бурно развивающихся направлений современного экстремального спорта. Причем оно популярно не только у себя на родине, в Америке, но и во многих городах мира. И все это стало возможным благодаря старанию многих людей, их решениям и реализации задуманного. Поэтому история маунтинбайа - это история целого поколения.