Продажа Opel General Motors

opel

 

Мировой кризис нанес решающий удар по лидеру мирового автопрома – американской корпорации General Motors. Колосс оказался на глиняных ногах. Мало того, что Toyota обошла, впервые за 77 лет господства, так и кризис некстати пришелся. Для того чтобы выжить, руководству пришлось начать реструктуризацию компании-конгломерата.
Одной из крупнейших составных частей General Motors является (пока что) немецкий Opel, купленный еще в 1929 году. И вот за него то и развернулась нешуточная борьба. Основных претендента было четыре: итальянский концерн FIAT, бельгийская инвестиционная компания RHJ International, китайская автомобильная компания Beijing Automotive Industry и канадская компания по производству автокомплектующих Magna вместе со Сбербанком и группой ГАЗ.

 

Китайцы не успели вовремя подать заявки, RHJ International получили отказ от госчиновников Германии. Основная борьба развернулась между FIAT и Magna с компанией. Решающую роль сыграли ожидаемые субсидии от правительства Германии. FIAT рассчитывал на 6 млрд. евро, а Magna довольствовалась 4,5 млрд. евро. Правильно, когда за спиной Сбербанк такой огромной страны можно не скупиться. Таким образом, под контролем General Motors должны были остаться 35 % акций, Сбербанк получал 35 %, Magna – 20 %,и 10% в собственности Opel.
Но не все так просто. В конце мая неоднократно объявляли о заключении этой сделки. Но в итоге все осталось на своих местах. Непонятно кто затягивает весь процесс. Российская сторона хочет иметь полное право на интеллектуальную собственность Opel в России. Американцы считают это неприемлемым. В итоге – новый виток переговоров. С теми же участниками.
Есть еще одна интересная версия. В сентябре в Германии выборы в бундестаг. И вполне логичным будет затянуть продажу Opel до выборов, чтобы использовать шумиху вокруг сделки и на этом построить свою предвыборную кампанию. Этим объясняется интерес к сделке, который проявляют высшие руководители Германии. С точки зрения предвыборной гонки выгоднее продать компанию канадцам с россиянами, а вот после выборов акценты могут смениться. И экономически более выгодна станет договоренность с BAIC.
Понятны интересы бельгийцев. Активно муссируются слухи о договоренности RHJ International с General Motors по поводу перепродажи Opel последним. У китайцев еще проще. Им очень необходимы известные бренды для выхода на мировой рынок. Обороты они набрали, по выпуску автомобилей уже на первом месте, качество постепенно нагонят, а вот с известностью и узнаваемостью туго. Плюс к тому у Китая самый большой в мире запас долларов, и они за эти стремительно обесценивающиеся бумажки хотят скупить как можно больше активов.
А вот зачем Opel нужен России не понятно. ГАЗ на ладан дышит, продажи автомобилей упали вдвое, и покупать убыточную компанию? Странно. Остаются одни вопросы без ответов. Но в нашей стране уже привыкли к нелогичным действиям власти. Нелогичным с точки зрения нормальных законов нормального бизнеса, а не лоббирования чьих-то интересов и покрывания чужих просчетов за народные (бюджетные) деньги.
И вот наконец-то свершилось! Обнародовано решение руководства General Motors о продаже 55% акций Opel канадо-российскому консорциуму Magna – Сбербанк. На принятие такого решения потребовался почти год, именно столько времени длились переговоры. Эта сделка на протяжении года обрастала огромным количеством самых невероятных слухов. Исход переговоров до самого конца был покрыт тайной, вряд ли кто-то мог с большой вероятностью предсказать результаты.
В результате в выигрыше оказалось правительство Германии, в частности Ангела Меркель, и профсоюз трудовых коллективов. Удалось сохранить тысячи рабочих мест, и перед выборами кое-кто заработал жирный плюс.
Что дальше будет, что принесет эта сделка Сбербанку и группе ГАЗ, посмотрим.

Читать еще: